РУСИН

Готический доспех

Историческая справка

К середине 15-го века Италия постепенно теряет значение абсолютного монополиста по производству доспехов. Планомерное политическое и экономическое развитие германских земель приводит к тому, что на её территории появляются ремесленные центры по производству доспехов не в чём не уступающие своим южным конкурентом.

Фундамент такого скачка был заложен несколько ранее, однако только к обозначенному периоду накопленный опыт и новые возможности позволили создать свою отличную от миланского стиля школу. Основные центры производства распологались в Аугсбурге, Нюрнберге, Мюлау, Ландсхуте и Дрездене. Цеховое устройство всё ещё являлось определяющим для ремесленников всех соц. слоёв, поэтому закономерным явился факт того, что некоторые семьи приобрели наибольшее значение среди германских доспешных мастеров. Самой знаменитой фамилией на протяжении всего периода XV века оставались Хельмшмиды, однако не зыбыты и другие фамилии: Кристиан Трейтс, Кюнц Лохнер, Ханс Прюнер. Именно означенные выше платтнеры разработали уникальную форму доспеха так легко узнаваемую по ряду определённых только ей присущих черт. В связи с некоторой схожестью данного стиля доспеха с архитектурным стилем высокой готики - в науке данный тип защитной одежды принято именовать - "готическим доспехом".

Как видно от миланского стиля готический доспех отличает лёгкость и некоторая угловатость форм. Так же находкой германских изобретателей явилось пробивка желобков каннелюров, укрепляющих поверхность доспеха и придающее ему поистине вид кружевной одежды. Так некоторые советские историки рассматривая стилизованное изображение готического доспеха были уверены, что это изображены парадные ленты. Между тем на наш взгляд чёткая классификация лишь по присутствию каннелюров несколько ошибочно, так как определяющим всё таки является общая схема геометрических форм и технических новшеств. Что можно довольно чётко лицезреть на двух приведённых реконструкциях готического доспеха.

Особенно интересен комплект от которого осталась только кираса и полная защита рук, а так же слада с Бувигером, приписываемой семье фон Матчей. Явно просматриваются черты присущие исключительно готическому стилю - крепление налокотников, форма узких оплечий, рукавицы с длинными крагами и естественно тип защиты головы ставший просто маркой германского рыцарства. Однако кираса как видно имеет итальянские корни. Всё же видно, что доспехи зачастую имели смешенный вариант, что опять подтверждает значимость итальянкой и германской доспешной средневековых школ.

© EEK веб-дизайн группа

Сайт создан в системе uCoz